А

Аберрация

 Аберрация — искажение изображения, связанное с неидеальностью оптических систем. Различают 3 группы: дисторсия (геометрические искажения), затем хроматическую аберрацию (суть есть цветовые искажения) и, наконец, дифракционную (возникает при прохождении света вблизи краев узких отверстий, например, при чрезмерном диафрагмировании). В объективах подобные искажения частично устраняются подгонкой нужного количества линз различной формы и хорошим просветлением стекла. Ну, а фотограф устраняет зажатием диафрагмы, или в фоторедакторе.

Автовилка (экспозиция)

Автоматическая экспозиционная вилка. Функция позволяет камере делать на автомате сразу несколько кадров с увеличенной и уменьшенной экспозицией относительно первоначального замера, после чего выбирается лучший снимок. Величина недодержки или передержки заранее задаётся в настройках фотоаппарата.

Автовилка иногда называется «брекеттинг экспозиции», или эксповилка. 

Автоспуск

Обеспечивает срабатывание затвора фотоаппарата через заданное время после нажатия на кнопку спуска.

Автофокус

Автоматическое наведение камеры на резкость (автофокус, авто-фокусировка). Осуществляется автоматикой фотоаппарата либо по контрасту, либо по расстоянию до объекта.

Активный автофокус

Автоматическая фокусировка, при которой камера определяет расстояние до объекта съемки, подсвечивая его инфракрасным излучением, или с помощью ультразвука.

Анастигмат

Объектив, устраняющий астигматизм — оптической искажение, связанное с тем, что преломление (или отражение) лучей в различных местах проходящего светового пучка неодинаково, что создаёт нерезкость изображения. Кроме того, анастигмат корректирует кривизну поля изображения и другие аберрации. Большинство выпускаемых сменных объективов — анастигматы.

 Б

Байонет

Механизм стыковки камеры с объективом. Одна деталь с прорезью, вторая — имеет соответствующий выступ. Защёлкнул и готово! Электрические контакты на байонете обеспечат связь объектива с камерой.

Баланс белого (ББ)

«Баланс белого» иногда называют цветовой температурой окружающего освещения. Например, говорят: «снимок желтит», «завал цвета в синий» и т. д. Иногда под ББ понимают соответствующие настройки в цифровом фотоаппарате. Автоматический, выбранный из списка, или ручной баланс белого позволяет в цифровых фотокамерах избежать нежелательной окраски снимка. Небольшое смещение ББ нередко выправляется в фотошопе, лайтруме. Но освещение (и его цветовая гамма), может постоянно меняться, потому регулировать ББ «на плёнке» можно лишь с помощью конверсионных и корректирующих светофильтров, накрученных на объектив.

 

Башмак (Горячий башмак)

Разъём с электрическими контактами на корпусе фотокамеры для установки и подключения к ней дополнительного устройства: чаще всего это внешняя фотовспышка, бывают и другие аксессуары — модуль GPS, или даже внешний видоискатель (бывают такие). Горячий башмак обычно имеется в профессиональных или полупрофессиональных камерах, а малогабаритные, компактные фотоаппараты им, как правило, не оснащены. Башмак имеет контакты для подключения, а холодный башмак (разъём без электро-контактов) в современных цифровых камерах практически не встречается.

Бленда

Приспособление из пластмассы или металла, имеющее различную форму, которое надевается при фотосъемке на объектив. Предотвращает появление бликов за счет внутренней чёрной матовой поверхности.

Боди («Тело», «Тушка», «Body»)

Фотокамера без объектива. Это, в основном, зеркальные и те дальномерные фотоаппараты, которые имеют возможность установки сменной оптики. При варианте поставки «боди» объектив выбирается фотографом отдельно. Противоположный вариант поставки — «кит» — камера с недорогим объективом в придачу, его могут называть «китовый». Например, «китовое стекло». Компакты и мыльницы имеют намертво встроенный в корпус объектив, который является с фотокамерой одним целым.

Боке (Бокэ)

Часть изображения, оказавшегося не в фокусе. Иногда называют размытием фона. Боке зависит от фокусного расстояния, величины диафрагмы, расстояния до объекта съёмки и других объектов. Есть субъективное мнение: чем больше лепестков диафрагмы, тем красивее боке.

Брекетинг

Брекетинг — несколько автоматически сделанных кадров с заданными заранее настройками с целью выбрать лучший снимок. Например: брекетинг экспозиции, брекетинг баланса белого и т. д. 

В

Вариообъектив

Это объектив с переменным фокусным расстоянием, он же Трансфокатор, а проще Зум.

Ведущее число

Ведущее число это мощность фотовспышки, т. е. максимальное расстояние на котором достигается нормальное освещение. Иными словами, её «дальнобойность». Однако, любой объектив задерживает свет (согласно светосиле), поэтому на практике потребуется сократить расстояние:) В итоге, ведущее число реально работает лишь при соблюдении неких идеальных условий, придуманных производителем, например, при ISO-100 и числе диафрагмы 1.Формула проста: ведущее число (В.Ч.) — это значение максимального расстояния до объекта съемки, умноженное на величину диафрагмы (при неизменном ISO).

В.Ч.= расстояние * диафрагма

расстояние = В.Ч. / диафрагма

диафрагма = В.Ч. / расстояние

регулирование экспозиции осуществляется только открытием диафрагмы и сменой расстояния до освещаемого объекта (или изменением ISO). При неизменном ИСО всё просто: нужно рассчитать расстояние действия вспышки, или (прикинув расстояние) рассчитать диафрагму.

Если у вспышки ведущее число равно 40, то при диафрагме 4 получим возможность хорошо осветить объект на расстоянии 10 метров. Если объект расположен дальше и получается тёмным, то придется открывать диафрагму или увеличивать ИСО.

Аналогично рассчитывается и диафрагма: зная дистанцию до объекта, ведущее число делим на расстояние. Если освещения не хватает, то придется открывать диафрагму или увеличивать ИСО. Если быть точным, увеличивать в корень из двух (примерно в 1,4 раза).

Видоискатель

Видоискатель, визир. Представляет собой окуляр, который служит для визуального определения границ будущего изображения. Видоискатели бывают оптические (с параллаксом и беспараллаксные) и электронные.

Вилка экспозиции

Это разновидность брекеттинга, экспозиционная вилка.

Виньетирование

Затемнение краев изображения. Виньетирование характерно для широкоугольных объективов и для оптики с большой светосилой. При уменьшении диафрагмы дефект виньетирования, как правило, уменьшается.

Внутренняя фокусировка (IF)

Такая фокусировка происходит за счет перемещения линз только внутри объектива, который при этом быстрее фокусируется, не изменяет своих размеров, и потому более удобен для использования светофильтров. Иногда внутренняя фокусировка осуществляется только с помощью задней группы линз.

Вспышка

Фотовспышка (проще – «пыха») помогает осветить объект съёмки при недостаточном освещении, проработать тени, или подсветить передний план при контровом свете (например, человек против солнца или яркого окна). Бывают встроенные в камеру вспышки, бывают внешние. Для компактных фотоаппаратов максимальная дальность встроенной фотовспышки конечно меньше, чем у «больших» фотоаппаратов и достигает 3–5 метров, а внешние освещают гораздо дальше; они более мощные, и, как правило, с поворотным рефлектором. Чем дальше вспышка находится от оси объектива, тем меньше вероятность, что отраженный от глазного дна свет вернется в объектив жутковатым красным отблеском.

Внешняя вспышка устанавливается на башмак фотоаппарата и высока словно Эйфелева башня. Поэтому, такая вспышка гораздо лучше борется с вампиризмом (эффект красных глаз) и имеет больше возможностей регулировки. Но самое главное достоинство внешней вспышки — её применение отдельно от фотоаппарата. Устанавливая вспышку в стороне (желательно не одну), мы создаём именно то освещение, которое требуется. Внешние вспышки используются в фотостудии, или в репортажной съёмке.

Мощность вспышки определяется её ведущее числом — расстояние, на котором достигается нормальное освещение. Не лишне знать и что такое синхронизация вспышки.

Хорошая вспышка должна быть мощной, иметь поворотную голову, ручной и автоматический режим работы, синхронизацию по задней шторке, автоматический зум (учитывающий изменения фокусного расстояния объектива), ещё желательно беспроводное управление и режим стробоскопа. 

Выдержка

Время открытия затвора фотоаппарата, измеряется в секундах. Например, 1/8 сек — длинная выдержка, 1/1000 сек — короткая. Выдержка от 1/30 и короче уменьшает вероятность смазывания снимка. Выдержка вместе с диафрагмой влияют на количество света и экспозицию фотографии.

Выдержка от руки (B, Bulb)

Выдержка от руки. Выдержка, при которой затвор остается открытым до тех пор, пока вы жмёте на кнопку спуска. Обозначается «В».

Высокий ключ

Фотосюжеты, снятые в светлой тональности. Так иногда любят подчёркивать туманные пейзажи, романтичные образы, портреты. Фон — чуть светлее объекта съёмки, замер экспозиции по самым тёмным тонам, съёмка на ступень в плюс. Для стиля «высокий ключ» больше подойдут светлокожие и светловолосые модели на светлом фоне в светлой одежде.

Г

Гиперфокал

Гиперфокальное расстояние, т. е. минимальное расстояние от объектива до объекта, при фокусировке на который, задняя граница резко изображаемого пространства (ГРИП) находится очень далеко (в бесконечности). Для разных значений диафрагмы это расстояние своё.

Глубина резкости (ГРИП)

Глубина Резко Изображаемого Пространства (ГРИП). Некоторое пространство дальше и ближе объекта (на который сфокусировались), изображаемое резко. При этом, в зоне «нерезкости» создаётся размытое изображение. Глубина резкости зависит от диафрагмы, расстояния до объекта съёмки и фокусного расстояния объектива.

ГРИП уменьшается, если:

1. отверстие объектива увеличивается;

2. расстояние до объекта съёмки уменьшается;

3. фокусное расстояние объектива увеличивается.

Д

Дальномерный фотоаппарат

Дальномерный фотоаппарат наводится на резкость с помощью оптического дальномера. При фокусировке совмещается раздвоенное изображения в окне видоискателя. Зеркало и призма в такой фотокамере отсутствует — за ненадобностью:) Недостаток «дальномерок» — параллакс (несовпадение изображения в объективе и видоискателе на съёмке с близких расстояний).

Диафрагма

Она же  апертура. Диафрагма — механизм изменения диаметра отверстия объектива для регулирования количества света, попадающего на матрицу (или плёнку), диафрагмой также называют само диафрагменное число — значение диафрагмы (это отношение фокусного расстояния к диаметру отверстия). Стандартные значения: f1; f1.4; f2; f2.8; f4; f5.6; f8; f11; f16; f22; f32; освещённость изменяется в 2 раза между двумя соседними числами. При диафрагмировании (зажатии диафрагмы) меняется не только освещённость (меньше света), но и глубина резкости (ГРИП) — глубина становится больше. Открыть дырку, снять на полной дырке — открыть диафрагму, снимать на максимальном значении (отверстии) диафрагмы.

Динамический диапазон (HDR)

Динамический диапазон (фотографическая широта) — разность между самой яркой и самой темной области изображения. См. HDR

Дисторсия

Геометрические искажения оптики. Дисторсия бывает бочкообразной и подушкообразной, особенно хорошо заметна дисторсия по краям изображения

Дифракция

Оптическое явление, возникающее при прохождении света через маленькое отверстие, когда при сильно закрытой диафрагме теряется резкость. Дифракция обычно начинает проявляться после f11–13.

Длиннофокусный объектив

Он же телевик, или телеобъектив. Объектив с большим фокусным расстоянием, приближает объект съёмки (как в бинокле!). В полнокадровых камерах фокусное расстояние телеобъектива будет от 65 мм и более. Фокусное расстояние 200, 500 мм — далеко не предел. Такие длиннофокусные объективы используются для съёмок удалённых объектов. Могут стоить очень дорого, цена напрямую зависит от «длины» и светосилы.

Дырка

Отверстие диафрагмы, или её значение. См. раздел Диафрагма

З

Замер экспозиции

Экспозамер необходим для правильного определения экспопары — выдержки и диафрагмы. В зеркальных фотокамерах (иногда и в «продвинутых» компактах) существуют 3 вида настройки автоматического замера экспозиции.

1. Точечный замер. Позволяет производить замер экспозиции только по небольшому участку в кадре, грубо говоря в точке. Обычно это центр кадра, но некоторые камеры позволяют задать эту точку в других местах. Точечный замер используется при большúх диапазонах яркостей; обычно тогда требуется выбирать меньшее из зол: корректный замер хотя бы по сюжетно важной части объекта объекта.

2. Центрально-взвешенный замер. Как следует из названия производит замер по «пятну» в центре кадра, а «периферии» уделяет меньше внимания. От точечного отличается бóльшим размером площади «пятна».

3. Матричный замер. (другие названия: многозонный, многосегментный). В этом случае замер производится по всей площади матрицы, и подходит для большинства сюжетов, особенно где нет больших перепадов освещения. Именно матричный замер стоит в настройках по умолчанию.

 В несложных ситуациях все виды выдают примерно одинаковый результат. В любительских фотокамерах система замера экспозиции встроена в сам аппарат, но может происходить при помощи специальных внешних устройств: экспонометра или флешметра.

Затвор

Затвор фотокамеры позволяет регулировать время прохождения света (выдержку) к матрице или плёнке фотокамеры. Т.е. открывает отверстие объектива на заданное время экспонирования. Затворы бывают дисково-секторные, центральные, шторно-щелевые, ламельные, электронные.

Зеркалка

То же, что зеркальная фотокамера.

Зеркальный фотоаппарат

Фотокамера с зеркальной системой видоискателя, быстрым автофокусом и возможностью смены оптики. Цифровая зеркалка имеет ручные настройки и большую (в сравнении с цифромыльницей) матрицу. Изображение (свет) идёт прямо через объектив, далее через систему зеркало+пентапризма «подаётся» в окуляр видоискателя. В итоге, отсутствует такое явление какпараллакс. Любительские зеркалки бывают 35 мм формата (24×36 мм), формата APS-C, и 4/3 (Олимпус).

Зум (Zoom)

Объектив с переменным фокусным расстоянием. Он же вариообъектив, он же трансфокатор. Кратность зума равна отношению максимального фокусного расстояния объектива к его минимальному фокусному расстоянию (в мм). Проще говоря, большее фокусное расстояние делим на меньшее и получаем кратность:) Например, объектив 50–200 имеет кратность зума х4. Часто «кратность зума» заменяют словом зум. На практике гораздо важнее знать фокусное расстояние объектива, чем кратность зума.

К

Кадр

Отдельный фотоснимок, или часть негатива на фотоплёнке.

Кадрирование

Визуальный выбор границы кадра через видоискатель, или дисплей камеры. Кадрирование на компьютере производится путём обрезания границ снимка в графическом редакторе.

Кит (Kit)

Английское слово, обозначает «комплект». Например, Kit-объектив (ещё говорят «китовое стекло», «китовые линзы») — объектив (обычно недорогой), поставляющийся в комплекте с фотокамерой.

Кольцевая вспышка

Фотовспышка, имеющая кольцевую форму, размещается вокруг объектива фотокамеры. Даёт почти бестеневое освещение. Применяется при макросъемке.

Кома

Один из видов аберраций, вызываемых неодинаковым преломлением лучей различными частями линзы. В результате точка, находящаяся вне оптической оси, имеет вид пятна, по форме напоминающего запятую.

Компакт

Компактная фотокамера небольших габаритов и веса, не имеющая зеркального видоискателя, с маленькой матрицей и несменной оптикой, иногда без ручных настроек (мыльница).

Композиция

Композиция кадра — взаимное расположение отдельных элементов фотоизображения, обусловленное содержанием произведения и определяющее его восприятие.

Контраст

Соотношение и различие ярких и тёмных точек, линий, или деталей изображения.

Контровый свет

Свет, направленный в линзы объектива, а не на объект фотосъёмки. В итоге имеем светлый фон при сильно затенённом объекте, что приводит к потери деталей и рельефа в тенях. Новичкам следует избегать съёмки в контровом свете, однако контровый источник света можно использовать как дополнительный при портретной фотографии, или когда нужно передать чёткий контур объекта, а не детали.

Кофр

Специальная фотосумка с несколькими отделениями для переноски фотоаппарата, объективов и прочих фотоаксессуаров.

Кратность увеличения

Кратность увеличения объектива (не путать с кратностью зума!) равна отношению фокусного расстояния объектива к длине диагонали кадра (в мм). Для 35 — мм пленочных камер диагональ кадра равна 43 мм. Поэтому кратность увеличения зум-объектива 28–200 составляет 4,6х (а зум = 7,1х!), кратность увеличения фикс-объектива 300 мм равна 6,9х, а увеличение широкоугольного объектива 28 мм 0,65х. Часто понятие «кратность увеличения объектива» (или просто «увеличение») путают с понятием «кратность зума», или самим словом зум.

Кроп

Большинство зеркальных цифровых фотокамер имеют матрицу, площадь которой меньше площади кадра 35 мм фотоплёнки. А кроп-фактор показывает во сколько раз меньше. В любительских зеркалках формата APS-C кроп-фактор обычно равен 1,6–1,5. Подробнее о формате APS-C. Фотоаппараты Olympus, Panasonic и некоторые другие камеры имеют иной формат (4:3) с кропом = 2. Независимо от значения кропа все фотоаппараты с меньшей матрицей нередко называют кропнутая камера, кропнутый сенсор, кропнутая зеркалка, обрезок и т. д.

Принято считать, что фокусное расстояние объектива увеличивается при его установке на камеру APS-C. Реальное фокусное расстояние при этом, конечно, не меняется, однако здесь тоже возникает «кроп» — обрезание краёв изображения. Собственно, уменьшается угол поля зрения объектива, как будто он стал «более длиннофокусным». Кроп позволяет вычислить ЭФР (эквивалент фокусного расстояния) объектива, используемого с матрицей меньшего размера. Если кроп равен, скажем, 1.5, то и фокусное расстояние умножаем на 1.5, получая ЭФР.

Л

Линза

1. оптическое стекло, ограниченное двумя сферическими (или одной сферической и одной плоской) поверхностями

2. так называют конкретное стекло в составе объектива, например, асферическая линза

3. иногда линзой называют сам объектив:)

М

Макрообъектив

Макро-объектив, он же макрушник, макрик — специализированный объектив для макросъёмки. Подробно можно смотреть на отдельной страничке сайта про макросъёмку: «Макрообъектив» с примерами фотографий.

Макросъёмка

Макросъемка (макрофотография, макро, macro, micro) — это съёмка мелких предметов крупным планом; фотосъемка, при которой масштаб получаемых изображений лежит в пределах от 1:5 до 20:1 и выше. Для макросъемки используют макронасадки, насадочные линзы, раздвижные меха, или удлинительные кольца. Макросъемка может производиться специализированным макрообъективом или обычным в режиме Macro. Подробно можно смотреть в разделе «Макросъёмка» с примерами фотографий. 

Мануал, мануальный

Ручной. Мануальное управление. Мануальный объектив (т. е. не автофокусный объектив с ручной фокусировкой). Иногда под словом «мануал» понимают инструкцию.

Матрица

Сенсор, фотодатчик. Является светочувствительным элементом фотокамеры, на котором свет превращается в электрический сигнал, который кодируется в цифровое изображение (RAW, jpg, реже в Tiff). Подробно про матрицу можно узнать в разделе «Матрица. Размер матрицы».

Мегапиксель

Мегапиксель (Mp, Мп, или 1 миллион пикселей) — мера размера и разрешения изображения, которое способна воспроизвести цифровая камера. А если проще, то количество светочувствительных датчиков на матрице. На цифровом изображении: умножаем кол-во точек снимка (ширины на высоту), и делим полученное на миллион.

Мыло

«Мыльный», нерезкий снимок. Этот недостаток часто возникает при съёмке не очень качественной оптикой. Обычно проявляется после увеличения кадра. Кроме того, нерезкие снимки могут получаются в результате недостаточного умения фотографа. Термин «мыло» чаще всего презрительно ассоциируют с мыльницей.

Мыльница

Небольшая, недорогая, полностью автоматическая фотокамера, как правило с дешёвой оптикой, маленькой матрицей, и без ручных настроек. Раньше мыльницей назывался фотоаппарат, имеющий объектив с единственным значением диафрагмы.

Н

Недодержка

Недодержка — экспозиция, приводящая к потемнению снимка.

Незеркалка

Незеркалка (беззеркалка, внезеркалка, псевдозеркалка) — компакт со сменной оптикой. Имеет большую матрицу, относительно меньший вес и габариты чем у зеркалки (за счёт отсутствия механизма зеркала и призмы видоискателя) и другие свойства компакта: фокусировка только по экрану, тормоза репортажной съёмки.

Низкий ключ

Недодержка экспозиции, приводящая к потемнению снимка. Шутка:) Это фотосюжеты, снятые в тёмной тональности. Так иногда любят подчёркивать напряженность, плохое настроение, загадочность человека, мрачность или мистичность ситуации. Мир в чёрных тонах, мрачный персонаж, доминация тёмного. Светом выделяется лишь самая значимая часть объекта, всё остальное находится в глубокой тени. Достигается, как правило, контровым или боковым светом, замер экспозиции по светлой части, съёмка на ступень в минус. 

О

Объектив

Оптическая система, предназначенная для получения изображения. Объектив имеет систему линз, находящихся на общей оси симметрии. В зеркальной фотокамере может сменяться, а в компакте встроен намертво в корпус. Основные характеристики объектива: фокусное расстояние, разрешающая способность (свойство объектива раздельно передавать мелкие детали, измеряется в линиях на мм.), и, конечно, светосила. Узнать больше об объективах можно в разделе объективы.

 П

Панорама

Панорама — очень широкая и многоплановая перспектива, которая позволяет свободно обозревать большое открытое пространство.

Параллакс

Параллакс — несовпадение оси объектива с осью видоискателя: ничего не поделаешь, окуляр последнего расположен выше объектива. В итоге изображение, наблюдаемое фотографом через окуляр, не совпадает с плоскостью изображения, даваемого объективом. Сей недостаток особо заметен при съёмке с близких дистанций и, особенно — при макросъёмке. Параллакс присущ дальномерным фотокамерам и отсутствует в зеркалках и цифровых мыльницах. В зеркалках наводка идёт напрямую через объектив и через систему зеркал «подаётся» на видоискатель, а в компактах и мыльницах при наведении по экранчику параллакс вообще отсутствует как класс: выбор границ кадра идеально точен — с линз прямо на матрицу, а оттуда на дисплей.

Пентапризма

Стеклянная пятиугольная призма, используется в зеркальных фотоаппаратах. Дает правильное (не перевернутое) изображение в видоискатель. Впервые применена ещё в 1954 г. в камерах Pentax (фотоаппарат «Asahi Pentax»). В последствии и другие производители фототехники переняли новинку для своих камер. В недорогих фотоаппаратах используется более дешёвое пентазеркало.

Пентазеркало

Пентазеркало представляет собой склейку из нескольких зеркал, по форме повторяющую пентапризму, и выполняющую её назначение. Легче по весу, дешевле в производстве, но картинка менее яркая и контрастная, кроме того, пентазеркало даёт меньшее увеличение. Используется в видоискателях недорогих моделей зеркальных фотоаппаратов.

Передержка

Передержка — чрезмерная экспозиция, приводящая к выбеливанию снимка.

Перешарп

От английского «sharp» — резкий, острый. Чрезмерное увеличение резкости, приводящее к появлению неестественных деталей на обработанном изображении.

Полнокадровый фотоаппарат

Фотоаппарат 35 мм формата с размером кадра плёнки (или сенсора) 36×24 мм. Его ещё называют FF (full frame, полный кадр).

Портретник

Портретный объектив. Обычно имеет большую светосилу, фокусное расстояние 50–135 мм в ЭФР и устранение аберраций в первую очередь в портретной зоне (обычно 2–3 метра). Нередко в признаки хорошего портретника включают наличие 8-9-ти лепестковой диафрагмы, дающей, как считается, более красивое пятно в области нерезкости. Некоторые портретные объективы имеет возможность получать смягчение рисунка и другие эффекты.

Приоритет выдержки

Режим съёмки, в котором выдержка устанавливается фотографом, а диафрагма автоматом фотокамеры. Может обозначаться:

S   — от англ. Shutter (затвор, выдержка); или

Tv — Time Value (значение времени).

Впервые в мире автоматика приоритета выдержки была реализована на заводе «Арсенал» в СССР (1965 год, фотоаппарат Киев-10).

Приоритет диафрагмы

Режим съёмки, в котором диафрагма устанавливается фотографом, а выдержка автоматом фотокамеры. Может обозначаться:

A   — англ. Aperture (диафрагма); или

Av — Aperture Value (значение диафрагмы).

Просветление

Специальное многослойное покрытие объектива, представляющее из себя несколько тонких слоев на поверхности линз. Просветление снижает потери света от переотражения. Оптика с качественным просветлением пропускает до 99,9% падающего на нее света.

 Прыгающая диафрагма

Это полностью раскрытая при фокусировке диафрагма объектива, у которой световое отверстие закрывается до нужного положения в момент нажатия спусковой кнопки затвора.

Пыха

Фотовспышка, подробнее в разделе Вспышка

Р

Рабочий отрезок

Рабочий отрезок объектива (или камеры) равен расстояние от плоскости крепления объектива до плоскости плёнки или матрицы. Возможна установка объектива одной системы в камеру другой системы через переходник, если рабочий отрезок объектива больше чем у камеры.

Рав формат (RAW)

Так называемый «сырой формат» (раздел RAW)

Ракурс

В фотографии означает фотосъёмку с разных точек и положений, формирующих направление и угол «взгляда» камеры. Иногда ракурсом называют точку съёмки портрета: фас, анфас, профиль.

Рассеиватель

Материал рассеивающий свет. Рассеивание света позволяет смягчить тени на фотографии. При таком освещении отсутствуют явно выраженные тени.

Резкость

Степень чёткости (или размытости!) границы между двумя участками, с разной экспозицией. Наводку на резкость (фокусировку) делает фотограф чтобы получить чёткий снимок. (подробнее в разделе Фокусировка).

Ручной режим (в экспозиции)

Позволяет вручную устанавливать ISO, выдержку и диафрагму. В камерах, имеющих ручной режим, может обозначаться M (Manual mode).

Рыбий глаз

Рыбий глаз (он же «фишай») — сверх-широкоугольный объектив с большим углом поля зрения (до 180°) и большой глубиной резкости. Имеет такую особенность, как сильная дисторсию по краям кадра. См. на отдельной страничке обзор объектива «рыбий глаз»: Bower 8/f3.5 Fish-eye CS.

С

Светосила

Величина максимально открытой диафрагмы. Светосильный (или как говорят, «светлый») объектив имеет величину f2.8, а ещё более «светлые» — f2.0, f1.4 и т. д. Может иметь промежуточные значения, например, f2.4, f1.7. Светосильный объектив даёт фотографу возможность снимать при более слабом освещении, а также большие возможности диафрагмирования. Светосила и фокусное расстояние указаны на оправе объектива, например, 50/f2.8, здесь светосила будет 2.8, а фокусное расстояние — 50 мм. Снять на полной дырке — использовать максимальную для данной светосилы диафрагму.

Светофильтр

Оптическое приспособление, обычно изготовляемое из стекла. Служит для изменения спектрального состава излучения. Устанавливается на объектив фотокамер с помощью резьбового соединения, или иных креплений. Светофильтры применяются для корректировки цвета, изменения яркости и контрастности фотографируемых объектов, а также для получения различных цветовых и световых эффектов. Отдельные виды фильтров существуют для защиты передней линзы объектива от пыли, влаги и грязи.

Светочувствительность (ISO)

Способность фотоплёнки, или матрицы фотоаппарата образовывать изображение под действием света. Используется для определения экспозиции, измеряется в относительных единицах ISO, которые получили наибольшее распространение с 2001 г. Часто под светочувствительностью подразумевают именно числовые значения. В любительских цифровых зеркальных фотокамерах стандартное значение ИСО 100–6400, хотя бывают матрицы и с более высокой чувствительностью. Как правило (при прочих равных условиях), плата за более высокую чувствительность становятся более высокие шумы изображения. Чем больше размер матрицы, тем меньше шумов она будет давать на одинаковом значении ISO. Поэтому возможность установки ISO 3200 на маленькой матрице мыльницы может вызывать лишь улыбку.

Синхроконтакт

Электрический разъём в камере для синхронизации внешней вспышки имеющей подключение к фотоаппарату при помощи кабеля. Служит для одновременного срабатывания затвора камеры и фотовспышки.

Синхронизация вспышки

Синхронизация — одновременное срабатывание фотовспышки и затвора фотоаппарата, необходимое для получения правильной экспозиции. Проблема заключается в том, что вспышка срабатывает за более короткое время, чем сам затвор, в итоге экспозиция может быть неравномерна. Электронные затворы, применяемые на цифровых зеркальных камерах, позволяют добиться выдержки синхронизации 1/125 — 1/500 сек. Встроенные вспышки не могут работать с выдержками короче 1/500 сек.

Внешнюю вспышку можно использовать и на более коротких выдержках, при условии что ваша камера (и вспышка тоже!) поддерживают режим быстрой синхронизации. В этом режиме могут поддерживаться очень короткие выдержки (до 1/8000 сек.). Эта серия импульсов решает проблему одного — за счёт снижения мощности вспышки и время её перезарядки.

Медленная синхронизация по передней, или задней шторке. Эта функция работает как со встроенной, так и с внешней вспышкой.

1. Синхронизация вспышки по передней шторке. Вспышка срабатывает сразу после открытия затвора, а экспозиция движущегося объекта происходит от вспышки. Иногда впереди объекта виден световой след, что создаёт впечатление, будто объект движется в обратную сторону.

2. Синхронизация вспышки по второй (задней) шторке. Такая синхронизация показывает движение объекта, оставляющего сзади себя световой след. Т.е. вначале без вспышки слабо экспонируется движение объекта, и лишь потом он полностью освещается. В этом случае вспышка срабатывает сразу перед закрытием затвора.

Термины «по первой шторке», «по второй шторке» сохранились со времён шторных затворов, но сегодня применяются вне зависимости от названий конкретных типов, в т. ч. и в электронном затворе.

Смаз

Эффект смазывания. Смаз, смазанный снимок, или шевелёнка.

Стабилизатор

Стабилизатор изображения уменьшает эффект смазывания (т. н. шевелёнки). Существуют стабилизаторы на основе смещения матрицы, или смещения оптических элементов объектива.

Стандартный объектив

Стандартный объектив, штатный объектив, штатник.

Стекло

1. Стекло — так называют линзы объектива, или сам объектив.

2. Прозрачный твёрдый материал, получаемый из кварцевого песка и оксидов ряда металлов:)

Производство стекла возникло в Египте около 4000 лет до н. э. Изделия из стекла изготовляют выдуванием, прессованием и отливкой; а оптическое стекло обрабатывают далее шлифовкой и полировкой…

наверх в оглавление

Т

Телеобъектив

«Телевик», «длиннофокусный объектив». Объектив с фокусным расстоянием больше чем диагональ плёночного кадра (43 мм, которые просто округляют до состояния «стандартный полтинник»). Почти всегда под нормальным (стандартным) объективом подразумевают объектив, имеющий фокусное расстояние вокруг пятидесяти мм (можно считать в диапазоне 35–70 мм), а под телеположением понимают фокусное расстояние большее, чем 70 мм ЭФР. Телевик с переменным фокусным расстоянием называют телезум. Телеобъектив даёт изображение в более крупном масштабе (приближает, увеличивает объект съёмки). Используется в тех местах, где затруднительно подойти ближе к объекту съёмки.

Трансфокатор

Это объектив с переменным фокусным расстоянием, он же Вариообъектив, а проще Зум.

ТТЛ

ТТЛ подробнее в разделе TTL.

Тушка

Тушка, тело, body. Так называют фотокамеру без объектива.

У

Удлинительные кольца

Кольца, которые устанавливаются между камерой и объективом с целью увеличить рабочий отрезок. Это даёт возможность производить съемку в большем масштабе. Удлинительные кольца имеют разную толщину, устанавливаются на камеру по одному, или сразу несколько, могут продаваться в розницу, или в наборе. Дорогие кольца имеют электрические контакты для передачи данных объектива в фотокамеру. Используются при макросъемке.

Ультрафиолетовый фильтр

Такой фильтр, поглощает ультрафиолетовое излучение, которое может вызывать появление дымки на снимках (не путать с естественной дымкой, туманом). Также часто используется как защитный (нейтральный). Ультрафиолетовый фильтр может быть полезен при съемке в горах, на море и т. д.

Универсальная программа

Универсальная программа (и один из режимов фотокамеры — Program mode, P) — программа экспонирования, которая автоматически устанавливает выдержку и диафрагму (экспозиционную пару). Имеется в продвинутых камерах. В отличие от «зелёного режима» (полный автомат) имеет возможность «программного сдвига», т. е. изменения экспозиции в «тёмную», или «светлую» сторону.

Универсальный объектив

Универсальный объектив, универсал — объектив, чаще всего используемый для разных задач в фотосъёмке.

1. Чаще всего так называют зум, имеющий разброс фокусных расстояний от широкого угла до телеположения. Или «тревел-объектив», или просто «длинный зум». Очень удобен благодаря большому набору фокусных расстояний — «всё в одном». Слабость такого объектива заключается в его силе: чем длиннее зум, тем более выражены недостатки (дисторсия и др. аберрации). Философия простая: чем больше удобств, тем меньше качества:) И наоборот! Но в путешествии универсал может сослужить хорошую службу для фотолюбителя. См. на отдельной страничке обзор подобной оптики:

объектив SMC Pentax DA 18–135 mm f/3.5–5.6 ED AL [IF] DC WR

2. Иногда так называют штатник (стандартный объектив) с фокусным расстоянием 50 мм, или любой, чаще всего используемый.

Ф

Фикс

Фикс, Фикс-объектив, Фикс-фокус, Фикс-фокал, он же дискретник — объектив с постоянным фокусным расстоянием, нередко светосильный, и обладающий лучшей устойчивостью к оптическим искажениям нежели зум (на одинаковых диафрагмах). Главный недостаток — нет зума:). В отличии от последнего, фикс, как правило, обладает либо меньшей ценой, либо значительно большей светосилой. Является объективом для камер со сменной оптикой, и сегодня в компактах встречается крайне редко.

Фишай

От англ. fish — рыба и eye — глаз. Сверхширокоугольный объектив типа Рыбий глаз.

Фокальная плоскость

Фокальная плоскость объектива (линзы) — это плоскость, перпендикулярная центральной оптической оси и проходящая через фокус.

Фокус

Фокус — это точка, в которой объектив создаёт самое чёткое изображение предмета. Это теоретически. На практике термин «фокус» используют для объекта, на котором сфокусировались, например, «взять лицо в фокус». Это слово также употребляют применительно к устройству фотокамеры, например, автофокус, датчик фокусировки, фокусировочный экран и т. д.

Фокусировка

Фокусировка (наводка на резкость) осуществляется фотографом с целью получения чёткого снимка и может происходить в ручном, или автоматическом режиме.

В ручном режиме осуществляется вращением фокусировочного кольца на объективе до тех пор, пока изображение не станет резким. Фотограф при этом контролирует появление резкости снимаемого объекта непосредственно через объектив (только в зеркалках), используявидоискатель или экранчик.

В автоматическом режиме можно фокусироваться нажатием до половины кнопки пуск (автофокусировка). Наводку осуществляет автомат фотоаппарата либо по контрасту, либо по расстоянию до объекта.

Оба вида фокусировки доступны в зеркальных фотоаппаратах, в мыльницах возможен только автоматический по контрасту.

Фокусировочные точки

Точки, по которым происходит фокусировка изображения. В зеркальных фотокамерах точки фокусировки отображаются в видоискателе (как правило, одна в центре, остальные ниже, выше, левее, правее), выбор осуществляется джостиком. Связаны с датчиками фокусировки. Датчики, чувствительные и к вертикальным и горизонтальным линиям, называют крестовыми, или крестообразными. Фокусировочные точки могут используются в покадровой и следящей автофокусировке.

Фокусировочный экран

Представляет собой матовую стеклянную пластину, на которую фокусируется отражённое от зеркала изображение, полученное с помощью объектива. Таким образом фотограф контролирует по фокусировочному экрану границы будущего кадра и наведение на резкость — через окуляр видоискателя зеркальной камеры. При правильной фокусировке на выбранный объект, его изображение на матовом стекле будет резким, а область не в фокусе — размытой.

Фокусное расстояние

Расстояние между матрицей (фотопленкой) и оптическим центром объектива, который сфокусирован на бесконечность. По фокусному расстоянию объективы делятся на короткофокусные, нормальные, длиннофокусные, и на объективы с переменным фокусным расстоянием. Нормальным считается объектив с фокусным расстоянием равным диагонали плёночного кадра — 43 мм., однако принято считать «нормальным» диапазон 35–65 мм.

Фотографическая широта (HDR)

Динамический диапазон, или HDR, или фотографическая широта. Подробнее в разделе HDR.

Фотография

Фотография (от греч. photos — свет и grapho — пишу), дословно светопись.

Фотография – это изображения окружающей действительности, получаемые с помощью фотоаппарата, теория и методы получения  изображения.

Фронт и бэк фокус

Front focus, и Back focus — ошибки автофокуса фотокамеры. При фронт-фокусе плоскость резкости оказывается ближе, а при бэк-фокусе дальше предмета, по которому производится автофокусировка. Причина этих ошибок кроется в невысоких стандартах точности, предъявляемых к системе автофокуса.

Х

Хроматические аберрации

Один из видов цветовых искажений в оптике. Изображение получается менее четким и контрастным, на нём могут появляться цветные контуры, полосы, и пятна, которых нет в реальности. Это происходит вследствие того, что белый свет может разлагаться на составляющие его цветные лучи — типичный пример видели, наверное, все: это радуга. Объективы, в которых в той или иной степени устранена хроматическая аберрация, называются апохроматы (ахроматы).

Ш

Шевеленка (смаз)

Шевелёнка, или смаз — нежелательное сотрясение камеры, которое смазывает снимок и снижает его резкость. Шевелёнка повышается при слабом освещении, когда выдержка увеличивается и, особенно, если становится длиннее чем 1/30 сек. Для устранения укорачивают, по возможности, выдержку, или закрепляют камеру на штативе.

Широкоугольник

Объектив с фокусным расстоянием 35 мм в ЭФР и менее.

Шифт-объектив (Title-Shift)

Title-Shift, Tilt-Shift, Shift lens, шифт-объектив и т. д. Объектив для контроля и коррекции перспективы. Коррекция производится путём сдвига и/или наклона линз относительно плоскости матрицы (фотоплёнки). Обычно используется для съёмки архитектуры.

Штатив

С помощью штатива фиксируют положение фотоаппарата для избежания шевелёнки. Часто представляет из себя треногу на которую крепится фотокамера, или «одноногий» монопод. Подробнее в разделе Штатив.

Штатник

1. Штатный (стандартный) объектив. Объектив с фокусным расстоянием примерно 50 мм в ЭФР (43 мм, диагональ плёночного кадра). Постоянно «накрученный» на камеру объектив, используемый наиболее часто. Может быть и зум, со стандартным набором фокусных расстояний.

Шум

Цветные хаотичные вкрапления на изображении, которые возникают по многим причинам, но чаще всего при повышении чувствительности камеры. Обычно шум заметен в самых темных областях снимка (например, в тенях).

Э

Экспозамер. Подробнее в разделе Замер экспозиции.

Эксповилка

Брекеттинг экспозиции, или просто «вилка». Это серия снимков с определенным шагом изменения экспозиции. Например, делается 3 снимка: один с нормальной экспозицией, второй с недодержкой (темнее) и третий с передержкой (светлее). После чего можно выбрать наиболее удачный снимок. Эксповилка задаётся фотографом в настройках фотокамеры и может осуществляться в автоматическом режиме (автовилка), полуавтоматическом (см. экспокоррекция), или в ручном: с помощью самостоятельного подбора выдержки, или диафрагмы.

Экспозиция

Экспозиция — такое соотношение выдержки и диафрагмы, при котором фотоматериал с заданной чувствительностью получит количество света, нужное для правильного отображения снимка. Чем больше светочувствительность матрицы (фотоплёнки) (ISO 50/100/200/400/800/1600/3200), тем меньшая требуется экспозиция. Экспозиция измеряется в условных единицах EV. В любительских фотокамерах экспозамер и расчет экспопары автоматизированы, в профессиональных могут быть полностью отключены.

Экспокоррекция

Экспокоррекция, экспозиционная коррекция — внесение поправок в экспозицию, определенную автоматикой экспозамера в фотоаппарате. В общем, поворотом колёсика вы можете делать снимки светлее (+), или темнее (-), т. е. увеличивая или уменьшая экспозицию относительно первоначального замера. Экспокоррекция применяется при сложном разноконтрастном освещении, при передержках и недодержках, для получения нестандартных результатов в соответствии с замыслом фотографа и особенно полезна при быстрой съёмке, когда нет времени на размышления. Почти все зеркальные фотокамеры и некоторые цифрокомпакты имеют экспокоррекцию, которая меняется, как правило, в диапазоне ±2 EV с шагом 1/3 EV.

Экспонометр

Или фотоэкспонометр — устройство для определения выдержки и диафрагмы при фотосъёмке. Принцип действия основан на измерениях освещённости или яркости снимаемого объекта. Экспонометры делятся на табличные, селеновые и фотоэлектрические. В последних меняется величина тока при испускании электронов фотоэлемента под действием света, или увеличивается электропроводность полупроводника.

Бывают внешние и встроенные экспонометры. В современных фотокамерах экспонометр встроен в корпус; он может замерить экспозицию при нажатии кнопки пуск и автоматически выставить нужную экспопару: выдержку и диафрагму. Роль фотоэлемента могут играть фотодиоды матрицы, или фотоэлемент, расположенный в оптическом тракте зеркалки (на одной из граней пентапризмы, или дополнительном зеркале).

Внешние фотоэкспонометры используются, в основном, в профессиональной съёмке.

Экспопара

Это выдержка и диафрагма.

ЭФР

ЭФР — эквивалентное фокусное расстояние.

Английские термины

APS-C

APS-C — Advanced Photo System type-C (где type-C означает «Сlassic», а всё вместе примерно следующее: продвинутая фотосистема эквивалентная «классическому» формату).

Это формат сенсора цифровых фотокамер, как правило, любительских. Все сенсоры APS-C меньше, чем плёночный стандарт 36×24 мм. Размеры матриц варьируются между 20×13 мм и 25×16 мм и соответствуют значениям кроп-фактора от 1,43 до 1,74. Наиболее частое распространение имеет кроп 1,5

(Nikon, Pentax, Samsung, Sony, Fuji),

кроп 1,6 (Canon), и

кроп 1.73 (многие камеры компании Sigma).

Зачастую подобные фотоаппараты называют кропнутыми: кропнутая матрица, кропнутая фотокамера, кроп, «обрезок» и т. п. Так их любезно называют в отличие от полнокадровых камер (36×24).

DSLR

Зеркалка, а если угодно — DSLR (Digital single-lens reflex camera) — цифровой однообъективный зеркальный фотоаппарат. В схему видоискателя входит зеркало, направляющее свет от объектива в окуляр (через пентапризму), или на матовое стекло.

EV

EV — exposure value (значение экспозиции). Собственно, это число, характеризующее комбинацию выдержки и диафрагмы (экспопара). EV 0 соответствует выдержке в 1сек и диафрагме f1. Изменение EV на единицу меняет и экспозицию на одну ступень.

FF

Full format, full frame, полный формат, полный кадр, полный размер, ff, ФФ. Обычно так называют 35 мм фотоаппараты с размером кадра (матрицы) 24×36 мм.

HDR

HDR — High Dynamic Range (англ. высокий динамический диапазон). Термин имеет значения:

 

1. HDR это динамический диапазон, отношение яркости самых тёмных и светлых участка на объекте фотосъемки.

2. HDR как технология получения изображений. Суть сводится к слиянию нескольких снимков, сделанных с разной экспозицией, в одну картинку. Это делается либо в специальной программе, либо выполняется функцией, имеющейся в некоторых фотоаппаратах.

3. Как «фотографическая широта». Под ней можно понимать динамический диапазон фотоматериала (плёнки, или матрицы, например). Т.е. это способность хорошо показывать и тёмные и светлые участки изображения (которые были освещены с большими перепадами яркости).

ISO

ISO — международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization), в фотоделе стандарт ISO 12232:2006, в фотоаппарате означает светочувствительность и её значения.

Подробнее в разделе Светочувствительность.

Live View

Живое изображение. Т.е. возможность наблюдать на экранчике изображение в кадре до съёмки. Наводиться, или фокусироваться по экранчику.

RAW

Raw означает «сырой», необработанный. Это необработанный формат данных снимка, по сути — сигнал, записанный в файл с матрицы. Возможность сохранения снимка в RAW присутствует в цифровых фотоаппаратах: в цифрозеркалках, и в некоторых продвинутых компактных камерах. С помощью Рав-конвертера можно корректировать баланс белого, экспозицию, яркость, контраст, насыщенность цвета; есть возможность осветлять или затемнять тени, светлые участки изображения, настроить резкость и многое другое. Всё это не до, а после съёмки, причём возможностей исправить фотографию без значительных потерь качества больше, чем из 8-битного jpeg. Но возможности не безграничны, во многих случаях расплачиваться придётся увеличением шумов. Кроме того RAW-файл весит намного больше, чем jpeg, и занимает больше места на флэшке.

Tilt-Shift

Наклон, сдвиг, смещение. В фотоделе: шифт-объектив.

TTL

TTL (Through The Lens — буквально «через линзу»). Замер экспозиции через объектив.

4:3

Four Thirds System (cтандарт 4:3) — стандарт крепления объективов для цифровых зеркальных фотокамер, созданные компаниями Olympus и Kodak под размер сенсора 17,3×13 мм. Название произошло от соотношения сторон кадра 4:3. Подробнее в статье Байонеты.