Фотографические изображения могут быть перенесены как на плоские или слегка выпуклые фарфоровые плитки различной формы, так и на различные фарфоровые и фаянсовые изделия — вазы, тарелки, чашки и т. п. Фотоизображения на керамике весьма стойки к атмосферным влияниям, действию кислот, щелочей, легко моются мыльной водой.

 Глазурованная поверхность изделия, предназначенного для переноса на нее фотографического изображения, должна быть ровного, гладкого обжига, с равномерным блеском, без посторонних вкраплений, трещин и других изъянов.

Процесс состоит из следующих операций;

 репродуцирование оригинала, изготовление диапозитива, приготовление светочувствительной эмульсии,

 полив эмульсии на пластины, фотопечать с диапозитива на очувствленные пластины,

 проявление (запыление) изображения,

 перенос изображения с пластины на изделие,

 ретуширование и художественная обработка изображения, обжиг изделия.

1. Репродуцирование оригинала.

Как правило, исходным оригиналом служит фотоснимок (обычно портрет), представляемый заказчиком, и лишь в редких случаях — негатив.

Представленный оригинал должен быть хорошего качества. В противном случае его либо улучшают тщательной ретушью (с согласия заказчика), либо репродуцируют и изготовляют подретушный отпечаток.

Оригинал репродуцируют на фотопластинку или плоскую фотопленку средней светочувствительности (32— 45 ед. ГОСТ), нормальной контрастности и в размере будущего изображения с соблюдением всех требований репродукционной техники. Полученный рабочий негатив должен быть нормальной плотности с хорошей проработкой деталей в светах и тенях. Градационные и технические недостатки негатива устраняют тщательной ретушью.

2. Изготовление диапозитива.

С полученного негатива контактным способом печати изготовляют диапозитив на диапозитивной пластинке, который затем тщательно ретушируют.

3. Приготовление светочувствительной эмульсии.

Светочувствительную эмульсию приготовляют из следующих двух растворов:

Первый раствор

Вода горячая в мл — 75

Декстрин картофельный в г.— 20

Сахар-рафинад в г.— 10

Декстрин всыпают в воду, тщательно перемешивают и добавляют размолотый сахар. Полученный раствор подогревают, помешивая стеклянной палочкой, доводят до кипения и снимают с огня.

Второй раствор

Вода (40—50° С) в мл.— 85

Двухромовокислый аммоний в г10

После растворения химикатов второй раствор при перемешивании вливают в первый. Приготовлять эмульсию следует при слабом освещении (лампочка 15—25 вт, заслоненная козырьком).

Полученную эмульсию фильтруют и хранят в сухом темном шкафу. Используют эмульсию через сутки после ее изготовления. 150 мл эмульсии хватает для полива 50—60 шт. пластинок форматом 13×18 см.

4. Полив  эмульсии на пластины.

В качестве пластин для полива эмульсии пригодно стекло от использованных диапозитивных пластинок. Отмытые от слоя пластинки обезжиривают в 2,5% -ном растворе соляной кислоты, протирают губкой, споласкивают проточной водой и высушивают в вертикальном положении.

Требуемое количество эмульсии наливают на центр пластины и, наклоняя пластину в разные стороны, дают эмульсии растечься ровным слоем по всей пластине, в то же время не давая эмульсии стекать с краев. Излишнее количество эмульсии сливают с уголка пластины в пузырек для дальнейшего использования.

Политую эмульсией пластину высушивают в шкафу в горизонтальном положении. Высушенные пластины не подлежат длительному хранению. Их следует использовать в день полива.

5. Фотопечать.

Печать с диапозитивов на очувствленные пластины осуществляется контактным способом. При средней плотности диапозитива и фотолампе мощностью 500 вт. расположенной на расстоянии 40 см, выдержка длится приблизительно 2—2,5 мин.

6. Проявление изображения.

Проявление проводят в вытяжном шкафу при свете лампочки 25 вт. Нос и рот в это время рекомендуется закрывать марлевой повязкой. Продление заключается в запылении пластины смесью керамической краски с флюсом следующего состава.

Смесь для проявления

Краска керамическая надглазур ная черная № 1021 в г - 100

Краска керамическая надглазур-ная пурпурная № 66 в г  — 4

Флюс керамический № 6 или 19 в г — 5

Смесь тщательно перемешивают в течение 30 мин или растирают на стекле курантом, после чего просеивают через сито № 80 (размер отверстий 0,075 мм). Просеянную смесь набирают сухой беличьей кистью № 20—30 и круговыми движениями наносят на экспонированную пластину до полного выявления изображения. Процесс следует вести в помещении с влажностью воздуха 75— 80% при температуре 20—22° С.

7. Перенос изображения на изделие.

Проявленную пластину обливают закрепляющим раствором.

Закрепляющий раствор

Коллодий медицинский 2%-ный в мл — 100

Спирт ректификат в мл — 50

Эфир серный в мл — 50

Пластину, облитую этим раствором, высушивают надрезают со всех сторон на расстоянии 4–5 мм. от краев и погружают на 1,5- 2 мин. В ванну со щелочным раствором.

Щелочной раствор

Вода кипяченая  в л- 1

 Бура кристаллическая в г −25

 Сода безводная в г.— 15

Затем пластину вынимают из раствора и споласкивают под слабой струей проточной воды.

Предварительно обезжиренное керамическое изделие, на которое должно быть перенесено изображение, погружают в широкий и достаточно глубокий сосуд, наполненный чистой водой. В этот же сосуд опускают пластину с изображением эмульсией вниз, располагают ее над изделием и легкими прикосновениями к эмульсии отделяют ее от стекла. Под отделившийся слой подводят изделие и под водой накладывают на него пленку с изображением. Осторожно вынув изделие с изображением из воды, дают стечь остаткам воды, придерживая пленку пальцами за края, после чего изделие ставят в вертикальном положении до полной просушки пленки.

8. Ретуширование изображения.

Изображение ретушируют керамическими красками, разведенными на скипидаре, с помощью тонких беличьих кистей № 2—3. Такими же кистями удаляют излишнюю краску. Края изображения можно ретушировать с помощью ватного тампона.

9. Обжиг изделия.

Изделие обжигают в муфельной печи. Для обжига фаянсовых изделий температуру в печи доводят до 780—800° С, а фарфоровых — до 840—860° С. Температуру контролируют соответствующими измерительными приборами (например, термопарой и милливольтметром).

Доведя температуру в печи до указанного выше предела, печь от-ключают и, не открывая дверцы, дают остыть до 60—70° С, после чего печь можно открыть и вынуть изделие.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить