Часть1 Часть2

5. Техника репродуцирования.

Подлежащие репродуцированию оригиналы должны быть ровными, плоскими, без изломов, вмятин, выпуклостей и других дефектов. Оригиналы, не отвечающие этим требованиям, следует по возможности привести (с согласия заказчика) в удовлетворительное состояние путем чистки, ретуши, дорисовки и подкраски. Мятые оригиналы надо выпрямить под прессом или прогладить утюгом. Если оригинал представляет историческую или другую ценность, то его необходимо сохранить в первоначальном виде и очень бережно с ним обращаться.

Изображение оригинала во время съемки следует располагать по центру матового стекла, оставляя по всем сторонам некоторый небольшой запас поля. При съемке зеркальными камерами марки «Зенит» запас поля можно не оставлять и изображение оригинала на матовом стекле доводить до видимых границ поля, так как видимое в этих аппаратах поле изображения несколько меньше действительного.

Выдержку следует определять как можно точнее с учетом не только величины отверстия диафрагмы, цветности и характера технического исполнения оригинала, светочувствительности применяемого фотоматериала, но и с учетом масштаба изображения.

В таблице дано увеличение выдержки в зависимости от масштаба изображения (в сравнении с -выдержкой при установке объектива на бесконечность).

Масштаб изображения

1: 10

1: 8

1: 5

1:3

1: 2

1:1,5

1:1

Увеличение выдержки (в чис­ло раз)

1,21

1,28

1,44

1,78

2,25

2,8

4

Определять выдержку можно с помощью фотоэлектрических экспонометров, но наиболее надежным является способ определения выдержки с помощью пробных съемок.

 Масштаб изображения определяют с помощью циркуля, прикладывая его ножки к матовому стеклу фотоаппарата. Можно пользоваться и масштабной линейкой.

Диафрагмировать объектив следует обязательно, но не более чем до 1:8—1: 11 во избежание возникновения дифракции (см. 5.2).

6. Фотоматериалы и свето-фильтры.

Наилучшими для репродуцирования являются специальные репродукционные фотоматериалы (см. § 20). Если таких материалов нет, то для черно-белых штриховых оригиналов можно использовать диапозитивные фотопластинки и позитивные пленки, а для полутоновых и красочных оригиналов — негативные фотоматериалы общего назначения. Светофильтры и фотоматериалы требуемой сенсибилизации выбирают в зависимости от цветности и характера технического исполнения оригинала.

Произведения живописи следует репродуцировать с помощью изо- гіанхроматических материалов. Для тонально правильной передачи цве¬тов при освещении оригинала люминесцентными лампами следует при-менять желтый светофильтр средней плотности. При освещении оригинала лампами накаливания светофильтра не требуется.

Для съемки чертежей, их копий на диазотипной бумаге и других штриховых оригиналов фотоматериалы и светофильтры выбирают, исходя из того, какой цвет оригинала следует выделить на готовом фотоотпечатке более темным. При этом можно руководствоваться следующим общим правилом: чтобы получить на отпечатке более темным тот или иной цвет, следует применять светофильтр, поглощающий лучи этого цвета, и наоборот, чтобы высветлить на отпечатке тот или иной цвет, следует пользоваться светофильтром, пропускающим лучи этого цвета.

Светофильтры и фотоматериалы для съемки штриховых оригиналов, выполненных цветными линиями или на цветном фоне, описаны в таблице

Цвет линии

Цвет фона

Цвет светофильтра

Фотоматериал

Черный

Белый

Синий

Голубой

Зеленый

Желтый

Красный

Без фильтра

Синий

»

Зеленый Желтый Красный

Любой

»

»

«Изохром»

«Изохром», «Изоорто» «Панхром», «Изопан- хром»

Синий

Голубой

Фиолетовый

Белый

Зеленый

Желтый

Красный

Оранжевый Зеленый

Желтый или оран­жевый Оранжевый или красный

«Панхром», «Изохром» «Изохром»

«Изоорто», «Изохром»

«Панхром», «Изопан- хром»

Зеленый

Белый Синий

Голубой

Желтый Красный

Красный Синий

Голубой

Оранжевый Красный

«Панхром»

«Панхром» несенсибили-зированный То же «Панхром» »

Желтый

Белый, синий, голубой

Синий или голубой

Любой

Красный

Белый

Голубой

Зеленый

Желтый

Без фильтра

Синий

Зеленый

Желтый

Несенсибилизированный «Изохром», «Изоорто» «Изохром», «Изопан-хром» «Изоорто»

Белый

Синий

Оранжевый

«Панхром»

7. Получение копий способом светокопирования.

С черно-белых штриховых оригиналов точную копию в натуральную величину можно получить методом светокопирования, т. е. контактным способом фотопечати. Если оригинал (например, чертеж) выполнен черной тушью на кальке, то копию с него можно получить путем обычной контактной фотопечати на копировальном станке, используя контрастную фотобумагу. Для получения прямой (необращенной) копии фотобумагу прикладывают эмульсионным слоем к оборотной стороне оригинала. Если выдержка подобрана правильно, то копия получается отличного качества, но негативная. Для получения позитивной копии применяют двукратную печать: сначала на фотокальке, а затем с нее на фотобумаге. Фотокальку в этом случае прикладывают к наружной стороне оригинала, печатают и после лабораторной обработки получают негатив, с которого контактным же способом изготовляют требуемое количество копий на фотобумаге. Этот способ позволяет получить копию, по качеству не отличающуюся от оригинала.

Тем же способом можно получить копии со штриховых оригиналов, выполненных черной тушью на неплотной белой бумаге, но с некоторой потерей четкости линий. С оригиналов, выполненных на плотной чертежной бумаге, получить удовлетворительную копию таким путем обычно не удается. Другой способ получения копий со штриховых черно-белых оригиналов, выполненных графически или полиграфически на белой бумаге, основан на применении рефлексной фотобумаги (см. 20.12). Лист рефлексной фотобумаги прикладывают эмульсионным слоем к оригиналу, накрывают толстым зеркальным стеклом и освещают со стороны подложки. Пройдя сквозь фотобумагу, лучи света отражаются от поверхности оригинала и воздействуют на эмульсионный слой фотобумаги. При этом белые места оригинала отражают света больше, чем черные. И хотя копирующий свет освещает всю поверхность фотобумаги, на ней вследствие ее высокой контрастности после экспонирования и проявления образуется достаточно контрастное негативное зеркально обращенное изображение оригинала. Позитивную копию с полученного негативного изображения можно изготовить тем же способом на рефлексной фотобумаге или, что проще, путем контактной печати на просвет.

Часть1 Часть2

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить