Фотографическое изображение может быть перенесено на ткань. Чаще всего на ткань переносят крупноформатные художественные портреты и пейзажи. Для этой цели можно использовать различные ткани, но обязательно белого или светло-кремового цвета. Более всего подходят хлопчатобумажные и льняные ткани (бязь, полотно).

Процесс состоит из следующих операций:

·         проклейка ткани,

·         баритование ткани,

·         нанесение на ткань светочувствительной эмульсии,

·         фотопечать,

лабораторная обработка ткани, лакирование изображения. Предназначенную для печати ткань требуемою размера предварительно натягивают на деревянный подрамник и прибивают к оборотной стороне подрамника мелкими гвоздями. Натянутая ткань не должна иметь перекосов.

1. Проклейка ткани.

Ткань проклеивают желатиновым раствором.

Раствор для проклейки

Вода холодная в л — 1

Желатина фотографическая в г. −35—50

Фенол в г.— 5

Желатину заливают водой и оставляют для набухания в течение 2—3 ч, затем вводят фенол и, помешивая, подогревают раствор на водяной бане до полного растворения желатины. Полученный раствор в горячем состоянии (55—60° С) плоской кистью или щеткой наносят равномерным слоем на горизонтально расположенную ткань.

Дав раствору немного подсушиться, подрамник с тканью подвешивают для окончательной просушки. Для получения более прочной основы ткань

проклеивают дважды. Для придания ткани большей гладкости после просушки ее слегка протирают плоским куском пемзы.

2. Баритование ткани.

Для баритования ткани приготовляют приведенный выше проклеечный раствор, который затем охлаждают в холодильнике до студенистого состояния. Загустевшую массу измельчают, добавляют натуральной олифы или льняного масла (из расчета 8—10 г на 1 л раствора), расплавляют на водяной бане при температуре 50— 55° С и, перемешивая раствор, вводят в него 350—400 г сернокислого бария и небольшое количество раствора синьки.

Полученную баритажную массу щеткой наносят на проклеенную (просушенную) ткань и дают массе про-сохнуть, после чего процесс повторяют и высушенную ткань еще раз слегка протирают плоским куском, пемзы. Как проклейку, так и баритование проводят при обычном освещении.

3. Нанесение светочувствительной эмульсии.

 Приготовляют и наносят эмульсию на ткань при неактиничном (красном) освещении.

Светочувствительная эмульсия

Раствор 1

Вода дистиллированная в мл — 350

 Желатина фотографическая в г.— 60—70

Раствор 2

Вода дистиллированная в мл.— 350

Бромистый калий в г. −15—20

Йодистый калий в г. −0,5

Аммиак в мл. −20—25

Раствор 3

Вода дистиллированная в мл — 300

Серебро азотнокислое в г. −13—15

Спирт этиловый в мл. −20—25

Желатину заливают водой и дают ей набухнуть в течение 3—4 ч, после чего расплавляют на водяной бане при температуре 35—40° С. В полученный теплый раствор при непрерывном перемешивании вливают раствор 2, а затем раствор 3.

Изготовленную эмульсию в теплом виде мягкой кистью (флейтцем) наносят тонким слоем на баритованную ткань, расположенную горизонтально, после чего подрамник с тканью подвешивают для сушки. В помещении не должно быть пыли. Сушить ткань с нанесенной эмульсией следует при красном свете или в темноте, или в светонепроницаемом шкафу. Эмульсию наносят трижды, хорошо просушивая каждый слой.

Степень светочувствительности и контрастности эмульсии зависит от режима ее изготовления и от активности желатины. С повышением температуры и увеличением времени созревания эмульсии на водяной бане светочувствительность эмульсии повышается, однако при этом возможно увеличение плотности вуали.

4. Фотопечать.

Во время печати и до конца лабораторной обработки ткань остается натянутой на подрамнике. Для наводки на резкость применяют экран такой же толщины, как и подрамник. Выдержку при печати определяют опытным путем, для чего одновременно с подготовкой ткани на подрамнике заготовляют не сколько небольших кусков такой же ткани для пробных отпечатков.

5. Лабораторная обработка ткани.

Экспонированную ткань обрабатывают с помощью устройства. схема устройства для обработки экспонированной тканиПодрамник с тканью 1 ставят ребром в узкую ванну 2, которая имеет форму желоба с устройством для стока жидкостей. Верхней кромкой подрамник прислоняют к стенке. Ткань обливают с помощью шланга 3 с душевым наконечником. Растворы подаются водяным насосом 4 с электрическим приводом. Всасывающий шланг 5 насоса подсоединен к баку 6 с раствором. Собираясь в ванне, раствор затем стекает в бак, откуда вновь подается насосом.

Для промежуточной и окончательной промывки служит труба 7 с множеством мелких отверстий, из которых вода струйками направляется на верхнюю кромку подрамника. При проявлении и фиксировании пользуются обычными растворами. Промежуточная промывка длится 10—12 мин, окончательная — 20— 25 мин.

Промытые отпечатки необходимо задубить. Для этого в течение 2— 3 мин их обрабатывают вручную ватным или марлевым тампоном, смоченным 10%-ным раствором формалина. Затем отпечатки промывают в течение 1—2 мин и подвешивают для сушки.

6. Лакирование отпечатков.

Просушенные отпечатки ретушируют масляной краской, а после высыхания краски покрывают прозрачным бесцветным масляным лаком.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить