fotofiltrСветофильтры использовались фотографами еще во времена черно-белой фотографии и еще тогда было подмечено, что фильтры определенных цветов дают определенный результат – теплые светофильтры показали себя в портретной фотографии, красные и желтые в ландшафтной съемке. Фотографии в результате получались черно-белыми, поэтому цвет фильтра особой роли не играл, но на качестве фото это очень выгодно отражалось.

В мире современной цифровой фотографии все разновидности фильтров не нашли полноценного применения, так как с их функций справляются цифровые светофильтры, но, тем не менее, фильтры нейтрального цвета, ультрафиолетовые, поляризационные, звездчатые пользуются немалым спросом. А такая категория, как светофильтры для портативного света, совершенно не утратили со временем своей актуальности.

Какие бывают светофильтры?

В целом светофильтры делятся на 2 большие категории:

1.    Светофильтры для объективов.

2.    Светофильтры для импульсного света. Их вставляют в специальную рамку для фильтра на вспышке либо же крепят к ней простой резинкой.

Итак, теперь подробнее о фильтрах для объективов. Ниже вы сможете ознакомиться с самыми распространенными категориями светофильтров:

§  Защитные фильтры, они же маркируются как«protector». Используются повсеместно, в основном их устанавливают на объектив по факту его покупки – фильтр защищает линзы от механического воздействия, снимать его не нужно, так как он имеет резьбу для совместимости с другими фильтрами, достаточно просто их накрутить. По качеству это обычное стекло, но более прочное чем, допустим стекло в оконной раме.

§  Ультрафиолетовые фильтры, в маркировке«UV». Их также используют с целью защиты передней линзы объектива от повреждения, но дополнительно такой фильтр частично блокирует поток ультрафиолетового излучения. Человек этого не замечает, но вот матрица фотокамеры очень даже. Ультрафиолет и поляризованный свет влияют на качество получаемого изображения, из-за чего небо выглядит пересвеченным и приобретает цианистый оттенок. УФ-светофильтр уменьшает пересвет и делает небо несколько темнее и насыщеннее.

§  Инфракрасные или «IR». Очень специфичный вид светофильтров, блокирует весь видимый спектр цветов, оставляя только инфракрасный.  Современные камеры улавливают передаваемую часть, что дает очень интересные и необычные материалы на выходе – заснеженные как зимой деревья, черное небо и несколько видоизмененные по цвету объекты. Но, прежде чем снимать с помощью этого фильтра, нужно зафиксировать камеру на штативе, заранее сфокусироваться на снимаемом объекте в ручном режиме и фотографировать на длинной выдержке.

§  Поляризационные фильтры бывают двух основных маркировок: линейные«PL» и «C-PL» (циркулярные, они же круговые). Поляризационные светофильтры уменьшают количество бликов, делают тени глубже, небо более синим, «звенящим». Линейные поляризационные фильтры блокируют ненужный спектр под любым углом и по всему полю фильтра, что делает их более ценными и редкими. Вращающие фильтры хоть и не имеют такой пропускной способности, но они эффективно борются с ненужным спектром под углом 90 градусов, стоят меньше поэтому и так распространены и доступны по цене. Циркулярный фильтр состоит из двух колец, поэтому достаточно массивен и поэтому затемняет на широкоугольных объективах углы изображений, что не очень хорошо. Поэтому многие производители стали выпускать утонченные фильтры, маркируются они как «slim» и стоят, соответственно, дороже.

§  Градиентные фильтры бываю вращающимися с затемнением на половину кадра и квадратными, вставляющимися в специальную дополнительную рамку на объективе. Такие фильтры полезны, если нужно выровнять экспозицию при пейзажной съемке. На практике оба вида фильтров не слишком практичны – вращающийся делит кадр ровно наполовину, а квадратный не отличается компактностью, требует специфический адаптер.

§  Нейтральные фильтры или «ND» отличаются только по плотности. Используются с целью удлинения экспозиции на ½ ступени и выше. Степень затемнения можно узнать, обратив внимание на маркировку – ND2 на два шага и др.

§  Цветные светофильтры использовались ранее фотографами во времена черно-белого фото, сейчас практически не востребованы.

Светофильтры для вспышек бывают только цветными. Назначение этого вида фильтров – корректировка цветовой температуры, то есть используют их в тех случаях, когда необходимо окрасить изображение в тот или иной оттенок. Характеризуются цветные фильтры по цвету и плотности:

·         Красный – для съемки заката, съемки при люминесцентных лампах.

·         Оранжевый – для ламп накаливания, люминесцентные лампы с теплым светом.

·         Желтый – под лампы накаливания.

·         Зеленый – под люминесцентные лампы с холодным светом.

·         Синий – заменяет зеленый, иногда его совмещают с желтым фильтром.

Плотность фильтров указывается как EV на самом фильтре. Соответственно, фильтры с большей плотностью дают больше цвета, это стоит учитывать, если есть необходимость в погашении конкретного цвета. Но больше нюансов можно открыть для себя только при непосредственном использовании всех вышеуказанных фильтров в процессе съемки — только так можно подобрать для себя оптимальный арсенал рабочих светофильтров. Удачи!­­

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить