Первые модели штатфивов, появившиеся почти 150 лет назад, были изготовлены из дерева и представляли собой конструкцию, не снабженную дополнительными возможностями – изменением положения, высоты. Со временем штативы становились более компактными и механизированными, но и требования к ним тоже росли. Качественный штатив должен обеспечивать камере полную неподвижность, быть надежным, удобным в эксплуатации, компактным, а корпус достаточно жестким. Очень важно обратить внимание на дополнительное оснащение для фотосъемки и его совместимость с выбранной моделью штатива.

 

 Настольные и карманные штативы

Настольные и карманные штативы удобны тем, что занимают немного места и мало весят. К тому же, их легко носить с собой в сумке, рюкзаке, кармане. Единственный минус – карманные штативы не так устойчивы, как хотелось бы, да и в плане надежности проигрывают другим моделям, так как рассчитаны на компактные легкие камеры. Чаще всего настольные и карманные штативы имеют двух- или трехсекционные опорные ножки, вращающуюся в двух плоскостях головку, иногда вместо головки есть площадка с винтовым креплением. Центральная штанга встречается не во всех моделях. К классу настольных и карманных штативов относятся штативы типа «паучьи ножки», струбцины или присоски. Все подобные модели удобны тем, что камеру можно закрепить практически под любым углом, что значительно облегчает процесс макросъемки.

Штативы для цифровой фототехники

Штативы для цифровых фотокамер отличаются от моделей более продвинутого класса. Такие штативы проектируются из расчета небольшого веса камеры, поэтому имеют меньше подвижных элементов. Плюс, такие штативы имеют меньший вес и большой ассортимент цветовых решений, поэтому можно подобрать цвет штатива в тон камеры.

*Видеоштативы. Видеоштативы  несложно отличить от штативов для фотосъемки всего лишь по ручке на головке. Этой ручкой можно панорамировать как по горизонтали, так и по вертикали, головка видеоштатива снабжена демпфером (в дорогих моделях он жидкостный), подавляющих вибрации и толчки. Остальные требования к видеоштативам такие же, как и к штативом для фотосъемки.

Универсальные штативы

Категорию универсальных штативов составляют бюджетные модели, одинаково подходящие как для фотосъемки, так и для видеосъемки. Единственный недостаток таких моделей – небольшая высота, что может быть весомым  минусом при работе с зеркальными фотокамерами. Алюминиевые опоры таких штативов имеют пластиковые сочленения, в целом конструкция имеет регулируемую устойчивость и дополнительные 3перепонки» для большей жесткости. Большая часть универсальных штативов имеет несъемные головки, с двумя степенями свободы и площадку фиксации, позволяющую отклонение камеры на 90 градусов. В целом, универсальные штативы прекрасно подойдут фотолюбителям – они легки, удобны в эксплуатации, но могут быть проблемы при работе с большими и тяжелыми камерами.

Профессиональные штативы

Профессиональная линейка штативов представлена моделями высокого класса. Такие штативы имеют сложную конструкцию, опоры изготавливают из алюминия, стали, карбона, титана.  Эти материалы очень прочные, износостойкие, но отличаются по весу. В профессиональных штативах реализована возможность фиксации опор под углом. Центральную штангу штатива тоже можно вращать и поворачивать вниз, что очень удобно при макросъемке. Сама фиксирующая головка имеет 3 степени свободы и дополнена съемной площадкой. Еще одно отличие и плюс профессиональных штативов – дополнительные аксессуары, позволяющие расширить  возможности эксплуатации и экспериментировать с приемами фотосъемки.

Основные характеристики штативов

Знание базовых параметров и характеристик штативов поможет правильно сделать индивидуальный  выбор штатива, с расчетом всех пользовательских нюансов и целевых установок. Основные параметры –  рабочая высота, высота в собранном виде и вес. Дополнительные возможности – ручной привод, съемная площадка головки штатива, количество секций, их диаметр.

Рабочая высота – расстояние от площадки головки штатива до самого низа опоры. Центральная штанга при этом должна быть зафиксирована. При выборе нужно ориентироваться на свой рост. Устанавливая камеру на штатив, нужно обратить внимание на видоискательон должен быть на уровне глаз фотографа. Но лучше, чтобы рабочая высота все-таки превышала собственный рост фотографа, так как штатив с выдвинутой и зафиксированной центральной штангой очень неустойчив.

Высота в сложенном состоянии и вес штатива подбираются индивидуально, и зависит от условий транспортировки. Выбирая вес штатива, удобнее всего посчитать среднее значение между минимально удобным и максимальным для устойчивости штатива. Рабочая нагрузка значит то, какой максимальный вес камеры выдерживает штатив. Формируется из расчета конструкции штатива, материалов подвижных элементов, качества изготовления. Самые хрупкие места штатива (соединения, сочленения) должны быть и металлическими или композитными. 

Аксессуары для штативов

Дополнительное оснащение предусмотрено в основном для профессиональных моделей штативов. Это позволяет справляться со сложными задачами фотосъемки, ставить творческие эксперименты. Самая распространенная категория аксессуаров – штативные головки. Они бывают разных видов  — с двумя осями вращения, с тремя осями, шаровые, также штативные головки с для разной аппаратуры – моноподов, например, и панорамные видеоголовки – они дают возможность повернуть камеру на задний угол.

2D и 3D головки  имеют две и три степени свободы. Чтобы поворачивать камеру в разных осях, предназначены дополнительные фиксаторы, выполняющие роль рычага. 3D головка дает возможность вращать фотокамеру на 360 градусов по вертикали и наклонять камеру на 90 градусов и отклонять назад на 15–30 градусов. В основе конструкции шаровой головки лежит шар и вращая головку штатива, фотограф самостоятельно подбирает необходимый угол съемки. Это дает возможность очень быстро зафиксировать камеру в требуемом положении.

Видеоголовки позволяют плавно панорамировать при видеосъемке, в конструкции предусмотрен демпфер, смягчающий толчки и вибрацию, а управлять процессом можно с помощью длинной рукоятки штатива.

Очень распространены съемные площадки (quick-release). Это позволяет снимать камеру вместе с площадкой, не откручивая  ее от головки штатива. Выпускается множество съемных площадок для любых типов головок и фотоаппаратов.

Чехол неотъемлемая составляющая  фотокомплекта – ведь штатив нужно удобно транспортировать и защищать от повреждений. Штатив из качественных материалов не только будет устойчив  к износу, но и защитит штатив от влаги и  атмосферных осадков.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить